Про Эльбрус и не только (отчет о прошлой вылазке в приэльбрусье)..

недобитый Кибальчиш
Часть первая. Как это все началось?

Вообще на майские праздники мы уже традиционно выезжаем в Крым. Тока вот в этот раз не получилось...я уже и снаряги прикупил, скальники побольше...железок всяких нужных. А тут облом.. Звоню Олегу, президенту нашему (в смысле руководителю клуба), типа, когда выезжать, а тута выясняется, что не получается ни у кого на полмесяца как задумывали. И в итоге вместо теплого Крыма решено было посетить не совсем теплое Приэльбрусье. Планы были такие:перевал ВЦСПС, Курмычи, МНР, ну, и как бонус, конечно Эльбрус. Как же без него.. Выходило где-то дней 10 все мероприятие..да и по деньгам не очень напряжно. В общем всех такие планы устраивали. Всех набралось пятеро, включая меня: собственно Олег - наш бессменный руководитель, наставник и идейный вдохновитель, Костян, его подруга Оксана, Ильюха и я. Итак, поздним вечером погрузили мы все свое альпинистское барахлишко в наш (в смысле не наш, конечно, а Олега) Митсубиши Паджеро и выехали в направлении, которое, судя по пословице, стараются избегать все не обделенные интеллектом особи - то бишь в горы... (продолжение в комментах)

@темы: Путешествия, Горы, Фотки

2006-12-12 в 10:59

недобитый Кибальчиш
Часть вторая. Как продолжилось...

Путь нам предстоял неблизкий, в дороге 8 часов - минимум, а еще ночью, а еще и выяснилось, что Олег предыдущую ночь почти не спал..короче поездка
обещала быть запоминающейся. Первую половину проехали вроде нормально, я даже покемарил чуток, а вот дальше кемарить начал Олег..как-то спать
расхотелось сразу. Но ехать-то надо. Наладили снабжение горячим кофеём из заранее припасенного термоса. Хватило еще на час. Уже под утро пришлось
остановиться: все-таки есть предел даже у нашего "железного" Олега. Вообще поражаюсь его выносливости. Иногда кажется, что у него вместо сердца реально
пламенный мотор, причем на ядерном топливе.. В противном случае объяснить, как он столько по жизни успевает просто невозможно. Ну так вот, после некоторой
передышки, двинулись мы дальше. Утро уже, вокруг горы, большие и маленькие, крутые и не очень..хорошо на душе, прям так и тянет туда, наверх...А тут и
МНРы показались. Я их раньше не видел, а тут Костян пальцем показывает - нам туда....Ну, думаю, ни фига себе!! Три пика - исполина, с виду настолько крутых и
отвесных, что как-то "двоечный" маршрут туда смутно представляется..но раз говорят - значит есть..а раз есть, то мы тама будем. В конце концов мы альпинисты
или где?? То-то и оно...
Остановиться решили на базе Джантуган. Зимой там было хорошо, и народу немного. Так, в принципе, оно оказалось и сейчас за исключением того, что
народу небыло никого. Тока строрж заспаный. Вышел, типа, вам чо? Ну, мы обьяснили, что хотим на ночь тута перекантоваться, да наш мегаджЫп оставить под его неусыпное бдение на пару-тройку-больше суток. Соответственно, не бесплатно...Вторая часть нашего диалога, где про небесплатно, сторожу явно пришлась
по душе. Ворота, как в восточной сказке, распахнулись и мы оказались на базе. Заселились мы в "бочку", там недорого, да и внутреннее убранство оказалось на
редкость качественным. Интерьер без лишних деталей, но все удобства присутствуют, отделка "под дерево", тепло и уютно. Короче все то, что нужно усталому
путнику для полноценной регенерации и мобилизации на дальнейшие подвиги. Раскинули мы все вещички, смотались на мегаджЫпе к спасателям, заявить свои
планы, покушали. Тута логичнее всего было бы поспать, но как-то, глядя на местные красоты, сна не хотелось..Решили потоптпать окрестности. Сказано - сделано.
Снега оказалось не так много, как думали. Даже снегоступы особо не понадобились. Побродили мы часа три по окрестностям, полюбовались видами. Ниче вроде
топается, бодро так, будто и не было бессонной ночи. А тута уже и закат во всю пламенеет..до хаты значится пора. Завтра путь неблизкий, как-никак почти полтора
километра вверх надо набрать.. Знал бы я тогда, как нелегко дадутся мне все эти километры.....

На прогулке

2006-12-12 в 12:01

недобитый Кибальчиш
Часть третья. Как не надо делать.

Ночью спалось плохо. Обычно голова болит поначалу, а тут с головой все нормально, а вот дышать как-то трудно, хотя от уровня моря всего-то около двух
километров. Уторм вставать ну оччень не хотелось, но назвался, как говориться, груздем...Короче в 8 утра мы уже топали в направлении перевала. Олег сразу
ломанулся вперед, он всегда быстро ходит. Сначала пытался в его темпе топать, но непонятно откуда взявшаяся одышка заставляля периодически снижать темп.
Посмотрел на Костяна: ему тоже несладко, вроде на душе полегчало - не один такой, а вот Оксанка с Ильюхой наоборот довольно резво начали. Ну Оксанка - человек в горах опытный, а вот Ильюха пришел в клуб недавно - и такой темп...аж завидно. Правда сразу на первых тренировках стало видно, что с физухой у него все путем, да и тренировки, в отличие от меня, не пропускает..Ну так вот, топаем мы, значит, Олег с Ильюхой впереди, Оксанка чуть поодаль, далее я на уже значительном расстоянии, недалеко позади Костян. Погода ниче, тропа тоже вроде пробита, тока снега все больше и больше. Впереди группа какая-то показалась, обошли ее, затем еще одна...неплохо идем оказывается!! Короче вместо дневного перехода ,как планировали, дотопали часа за 4. Олег даже поверить не мог, что уже до места дотопали, вроде рельеф тот, а что-то быстро получилось по времени. Решили они с Костяном еще наверх пройти. Поднялись метров на 100, осмотрелись - действительно наше место. Тут и я дотопал. Спрашиваю: далеко еще топать-то, а мне говорят: все, скидавай котомку, пришли уже. Ну снял я рюкзак, сел. И тут меня накрыло..ка-то сразу. Мурашки какие-то, руки немеют... сижу, виду пока не подаю. Млин, в первый раз такое. Ну ладно, устал там, одышка опять же, но такой фигни никогда не было. Правда посидел минут 5 - отпустило вроде, еще через пять минут и не вспоминал уже: мало-ли, всякое может померещиться..
Ночью опять не удалось поспать - на этот раз бошка разболелась, но на это внимания не обращаю уже: привык, что день-два поболит и сама перестанет..
Утром у нас по распорядку Курмычи, спозаранку собрались, потопали на перевал. Первый час топалось неплохо, это пока не попадалось снежных надувов. С
первым надувом все сразу поменялось в плохую сторону. По колено снега, тропить вверх по гребню, а под ентим делом еще и лед с камнями. Кошки забиваются,
ноги выворачиваются. В общем как реальная нагрузка пошла - стало мне плохеть с завидной регулярностью. Руки с ногами немеют и все тебе тут..млин, хоть
матерись, да не поможет..но мы же гордые!! Куда там повернуть назад, хотя, я думаю, в силу предстоящих событий, надо было бы незамедлительно это
сделать...но я топал, топал на одном упрямстве...Явно не пошла у меня акклиматизация, а она ведь как водка: не пошла - не пей больше! Вышли на перевал,
откуда маршрут начинается. Полтора часа прошло, а такое ощущение, будто бы полсуток. Отсиделся я на перевале: вроде полегчало, тока отдышка осталась. Посмотрел: маршрут вроде пологий, никаких видимых сложностей нет. Ну, топать, так топать. Погода ниче, позволяет в любой момент спуститься, обратно ежели что и сам дойду. Как ни странно, дальше топалось более-менее. Под конец, правда, опять накрыло, уже на предвершинном взлете. Но дошел. Спустились мы без
проишествий, но погода однозначно начала портиться...

Курмычи. Вершина.

2006-12-12 в 12:33

недобитый Кибальчиш
Выпили мы вечером коньячку грамм по 100, у Ильюхи как-никак первая гора. Про себя решил: все, завтра на маршрут не иду, фиг с ними, с МНРами, в конце

концов не последний раз сюда приезжаю, здоровье дороже..но ночью спалось прекрасно, проснулся бодрячком, будто ниче и не было. Погода, правда,

испортилась совсем. Всю ночь шел снег, и нападало его нехило. Откопались,выползли, осмотрелись. Ды, погодка, не гуд...Долго совещались, идти или не идти,потом решили подняться на перевал, а там уже как получится... В процессе подъема все овторилось заново, тока снега было больше, соответственно, накрывало меня чаще...плюс непогода, снег метет...а тут, как назло, на перевал поднялись и погода вроде прояснилась...Решили подойти под маршрут. А для того, чтобы это сделать, надо скинуть высоты метров 200, а потом набрать еще километр. Начали спускаться с перевала, а тама снегу -мама не горюй!! Иду и думаю: а как я сюда обратно подниматься буду?!! Как муха в мед...хочется дальше, а о возвращении и не думаешь.. Через 3 часа мы все-таки дотопали до маршрута: все вымотались, но решили - лезть..Олег - первый, я - замыкающий. Он вешает перила, я, соответственно, снимаю все точки. Ненавижу крайним работать!! Как-то когда внизу кто-нибудь остается - не так тоскливо на душе..А так висишь на базе, как забытый пиджак, и прислушиваешься. Тут еще как назло ветрюган поднялся, не слышно ничего, что кричат. Замерз так, что руки-ноги уже не гнутся, пол часа болтаешься, пять минут лезешь..потом опять пол часа висишь..Маршрут короткий, всего 7 веревок, но какие это были веревки...все в снегу, снег в рожу, зацепов не видно, приходится все отковыривать, друг друга не

то, что не видим, даже не слышим..Как Олег первым там работал, я даже не представляю.. 2 крайних веревки решаем оставить перилами, чтобы спуститься

потом быстрее. Начинаю пристегивать жумар, а он, падла, не фиксируется по человечески, но лезть как-то надо. Вяжу схватик в надежде на то, что уж он-то не

подведет. Пролезаю метров 15, а там участок начинается, ну никак не лезется, да и мне уже не до этого: быстрее бы все закончилось, мерещится палатка, такая

далекая и уютная. В общем откинулсялся я от скалы, повис на веревке...и тут же ушуршал метров так на 5 вниз... Вот те и жумар со схватиком..Хорошо полочка

попалась. Ногами встал, вроде закрепился..перевел дух. Млин, как дальше лезть-то. Там на этом участке все жумарили, а мне ручками прийдется. Как добрался -

не знаю. Опять мурашки, рук-ног не чувствую, дыхание не восстанавливается, а еще обратно. До Горы одна веревка осталась, но не моя это веревка. Чувствую,

если полезу - на этой горе и останусь...Ну, или где-нить возле. Да и на жумар надежды никакой.

Спускались тоже долго...станции все в стороне, а маршрут по кулуару. Приходится уходить дюльфером на всю веревку, а потом маятником запрыгивать и

закрепляться. Худо-бедно, потихонечку спускаемся..Вроде уже и самая сложная часть позади, скоро и конец маршрута, но тут веревка застряла...не продергивается и все те тут..Потом вроде пошла, но туго, вдвоем ее, гадину, тянешь, а она на 2 метра проползет и снова стрянет. Час так возились..но выковыряли ее. Выходим на крутяк снежный, а там снегу уже дофига, без веревки тоже спускаться опасно. Снег свежий, все ползет под ногами, если поедешь, то остановишься очень нескоро..Меж тем начало смеркаться.... В общем, когда мы спустились было что-то около 23 часов. А впереди двухчасовой подъем на перевал, на котором снегу по пояс, плюс не видно ни зги, куда идти непонятно, снег валит, да и лавинная опасность некислая. Поймал себя на мысли, что мне все уже по..й, думать как-то не охота, да и вообще нафиг куда-то идти, и тута все хорошо, давно уже не холодно, ноги вроде идут куда-то сами по себе, без участия тела, потом как-то и ноги перестали идти. А снег так близко, или это в лицо снежинки. Потом слышу голос: Костян по-моему. Говорит что-то, или кричит. Я ему говорю, что идти не могу или что-то около того. А потом постепенно доходит, что если я сейчас вот прям тута в снег сяду, то никто меня не утянет, что у остальных, даже у "железного" Олега сил не намного больше моих, а они меня не бросят и значит всей группе грозит "холодная" ночевка с непредсказуемыми последствиями, и все из-за меня, "слабого звена"!!! И злость такая на себя проснулась!! В конце концов, девченка рядом топает, а ты тут раскис.. И если ты сейчас перестанешь идти...короче, как говорила Масяня: есть такое волшебное слово - Надааа!!!! Палатка сама к тебе не прийдет. Потом почему-то вспомнились

бесконечные занятия сторевой в училище. Видимо, рефлекс оказался на редкость рабочим..))) Я сам себе напевал ИД-ТИ-И, ИД-ТИ-И, получалось что-то типа

раз-два-а, раз-два-а..Шаг-шаг, шаг-шаг..и потопалось!! Правда, недалеко от перевала я все-таки упал, потом поднялся, снова упал, но дошел...Это уже была, хоть и маленькая, но победа..А на перевале стояла палатка!!! Оказывается парень, который был с нами на ночевках, решил подняться на перевал, чтобы с утра сходить

на Курмычи..Он напоил нас горячим чаем, но мне уже чай не помогал. Радость от того, что рядом люди, что дошел расслабила, наверно, и я "поплыл". Странное

каке-то состояние, вроде говорю что-то, даже встать попытался, а все так, будто бы фильм про себя смотришь...На вопрос, смогу-ли идти дальше долго думал, что ответить. Вроде и хочется добраться до дому, там чай, аптека хорошая, тепло. А с другой стороны хоть и спуск, но спуск не самый простой, особенно ночью и по гребню с надувами..И опять же понимаешь, что ребята переживать будут, а всем на перевале в одноместную палатку не влезть палюбому. Все взвесив, решил остаться...И тут кино про меня закончилось. В смысле не помню, что дальше было. В себя вернулся от боли, причем не могу сообразить, что случилось. Вроде лежу я в палатке , в полной, так сказать, снаряге, даже кошки на мне, сам я в спальнике, меня колбасит от судороги, причем сводит все и сразу, плюс дрожь по всему телу. Ну, значит, живой пока.. Огромное спасибо Коляну, тому парню из Мосвы, который вытащил меня. Не знаю, как и благодарить его..но мир тесен, я думаю, что все добро, которое делается на этой планете зазря не пропадает..Он возился со мной всю ночь: что-то колол, что-то заставлял пить и проглатывать. К утру я вроде как отошел, хоть дрожь не пропадала, зато провалы в памяти прекратились, я даже чаю попил..Надо было спускаться. Неизвестно, насколько бы меня хватило. От услуг Коляна самонадеянно отказался, даже настоял, чтобы не сопровождал. Не хватало еще парню весь график испортить..он и так всю ночь не спал, да и замерз как собака, ведь пуховик и спальник были на мне..Выполз я из палатки, оперся о ледоруб, а красота-то какая!! Пряма под ногами

раскинулось бесконечное облако, из которого гордым барельефом вырисовывались такие неприступные вершины, как вешки на каком-то бесконечно великанском маршруте. В такие минуты почти физически ощущаешь свою малость и незначительность. Кто ты для них, этих исполинов, которые стоят тут миллионалетиями? Для них вся наша мелкая суета - лишь миг бытия. Они сами - история, честная и настоящая. И не препишешь такую историю ни в каких учебниках, потому, что это ИХ история, и можно только прикоснуться к этой бесконечности...

Пик МНР. Вид с перевала ВЦСПС. Красным - наша "двоечка".

2006-12-12 в 13:03

недобитый Кибальчиш
Часть четвертая. Почти в раю.

Однако надо было начинать спуск..Поначалу все было вроде как хорошо, с каждым сброшеным метром возвращалась твердость в ногах, остановки стали все

реже, а желание дойти все больше. А дальше начали твориться какие-то странности. Вначале пропали далекие горы, потом близкие потом постепенно растворился

горизонт, а затем и исчезло все под ногами. Я оказался, как это лучше описать...ну, как в белой дымке. Обычно так показывают рай, когда после смерти туда

попадают. Ты стоишь, а вокруг ничего...и ты на это ничего опираешься, и топаешь по этому ничегу. Сначала я протер очки, потом снял их нафиг..но все равно

наваждение не пропадало, пугая все больше своей реалистичностью...нарисовалось - фиг сотрешь...и уже мысли такие в голову лезут: а может ты, брат,

откинул-таки копыта. И дотопаешь ты до лагеря, но немного не до того, и встретят тебя тама ребята крылатые, и спровадят прямиком в райские кущи.. Вдруг

потянуло резко влево.. СРЫВ!!!..И ухнул я куда-то, раскорячился, уперся ледорубом, а все-равно ползу по инннерции в енту гребаную белую сказку...С

нехорошим, млин, концом..))) Заработал ногами, начал подгребать под себя снег..вроде остановился..где-то под ногами зашипела набирающая ход спущенная лавинка. Вот те и

райские кущи!! Вроде вылез обратно на гребень, точно ведь не определишь..А дальше так и шел, попеременно срываясь то влево, то вправо..больше всего

боялся выскочить на карниз, который более-менее прочный, и обвалится не сразу, как наступишь, а когда подойдешь уже к самому краю...Но дуракам

везет...Еще через пол часа барахтания увидел какой-то размытый контур, начал держать направление на него. Контур оказался не чем иным, как

противоположным хребтом..а вскоре показались такие родные палатки..на глаза чуть слезы не навернулись. Стока за сутки пережить...тута никаких нервов не

хватит.

Тот самый гребень..тока погода другая.

2006-12-12 в 13:29

недобитый Кибальчиш
Часть пятая. Не сказка, но с счастливым концом.

А дальше было все так, как должно быть..Был довольно трудный спуск в Джантуган, где чуть не потерял рюкзак, был переезд под Эльбрус, была баня с парилкой
и почти целебный горячий хаш в местной забегаловке..От хвори остался тока хрип где-то в легких, да кашель. И то иногда..Полез в нашу мегааптеку на все случаи
жизни, но ничего для себя интересного не нашел.. Все сплошь для умирающих... а я вроде, как живой.. Даже на Эльбрус засобирался..И собрался. И отлично там
себя чувствовал, и даже, возможно, поднялся бы, если бы не "бы"...Ботинок, будь он неладен..всегда вот так. Вроде нормально себя вел все время, а за день
перед подъемом на Эльбрус начал натирать. Перед выходом на Гору расшнуровал его по максимуму, ногу замотал эластичным бинтом, а все равно, гад,
трет..Где-то в районе Приюта11-ти понял, что на вершине не буду, но, честно говоря, не очень-то и расстроился. Приключений мне и так хватило, а с другой
стороны, мож это звоночек был: мол хватит уже судьбу за усы дергать.. Зато какой там рассвет!!! такого апокалиптического зрелища никогда не видел, ради такого
не жалко и вершины..а Эльбрус не уйдет никуда, у меня еще впереди все...И сел я на камушек, достал шоколадку...хорошо жить-то, и жЫсть хороша, и
шоколадка вприкуску с рассветом - просто божественный нектар.. И подумалось тогда, что буду я всегда возвращаться в горы, пока здоровье позволит..ради
таких вот минут буду. А иначе зачем жить?..... Так вот.

ЗЫ: фоток мало очень, так как фотоаппарат на третий день сдох, как говорится: чем богаты..

2006-12-18 в 19:29

МНРы показались... - нам туда....Ну, думаю, ни фига себе!! Три пика - исполина, с виду настолько крутых и отвесных, что как-то "двоечный" маршрут туда смутно представляется..

Ага, я как увидела вот ту красную линию - тоже так подумала. Понятия не имею, что такое "двоечный", но на ту вершину никаким маршрутом не заползти - двух мнений быть не может! :)))

То, что случилось с тобой... Твои друзья оказывали помощь, и медикаменты были под рукой... Получается, это не такой уж редкий случай? Более того, вы к этому готовы? В смысле, не только другому помочь, но и самому в шкурке потерпевшего оказаться? И не просто добровольно, но еще и с радостным повизгиванием? ))

Я не стану спрашивать, думается ли тебе об опасности и риске... я уже поняла на сей счет ))
Я только спрошу, как ты на это подсел? :)

...немножко завидую :) Да, и жаль, что фоток мало. Впечатляет! И невероятно красиво.

2006-12-19 в 12:25

недобитый Кибальчиш
Scorpio Да, такое случается, и чаще, чем хотелось бы. Хотя нет, не хотелось бы совсем...но случается. И уж тем более очень не хочется, чтобы это случалось с тобой. Но нету в природе совершенства, за все приходится платить...А вот ЗАЧЕМ все это? Честно, не знаю..но попробую объяснить.. Мне напрашивается такое вот сравнение: представь, что у тебя есть гоночный "Феррари". Ты ездишь на нем по магазинам, торчишь в пробках, иногда выбираешься за город. А он рычит своим 12 циллиндровым двигателем, срывает стружку при трогании даже с 1-й передачи..он хочет ГОНОК!!! Он хочет того, для чего его создавали..хоть раз втопить по полной, чтобы все на пределе...а ему полируют бока, регулярно меняют масло да вешают новомодные спойлеры и бамперы.. Так вот: мы сами себе "Феррари", и каждому дано очень многое, только живем мы все между домом и работой, сдуваем с себя пылинки, наряжаемся всяческими побрякушками, а иногда так хочется "втопить по полной"!!! Чтобы узнать, чего ты РЕАЛЬНО можешь..А аварии - они неизбежны. И никто не хочет в них попадать, просто одно от другого неотделимо..к сожалению.

2006-12-22 в 01:04

Доходчиво и красиво :)
Для меня "спойлеры" и "бамперы" - это слова-близнецы, они же синонимы с "какие-то железячки", но даже я поняла )))

И все же, как ты увлекся альпинизмом? Вроде ж не в горном ауле проживаешь :)

2006-12-22 в 17:15

Короче, до такой жизни ты докатился пешочком? ))) По-хорошему завидую. В смысле, по-черному )))

2010-06-08 в 22:26

olgapyat
Спасибо, что дал ссылку.
Потрясающе! Я под сильным впечатлением. Всё очень знакомо. И горняшка, и как жумар проскальзывает,
и то, как находятся резервные силы чтобы дойти.

Только я бы тебя не оставила, да еще одному спускаться. Слава Богу, что жив остался.

ФУХ. Завтра еще раз перечитаю , и поспрашиваю)

2010-06-09 в 21:28

недобитый Кибальчиш
olgapyat Ну, в то время и на том месте в роли руководителя группы я поступил бы так же. Группа измотана, до лагеря час ходу, если оставить одного, самого слабого на перевале с человеком, у которого есть аптека и навыки ее применить. В противном случае есть высокая вероятность того, что на спуске еще кому-нибудь поплохеет и ситуация выйдет из под контроля. Остаться ночевать на перевале всей группой в снежную пургу без палатки и спальников - тоже есть вариант, что кто-то не проснется утром.
В той ситуации скорее виноват я, тем, что вышел на маршрут в плохих погодных условиях, не рассчитав сил (ведь знал, что акклиматизация не пошла, но гордость не позволила остаться в лагере), и утром не дождавшись помощи начал спуск с перевала. Хотя народ обрадовался, увидя меня утром спускающимся к палаткам.
Вообще в горах, имхо, лучше надеяться на себя. Попал в жопу: вытащили - отлично, не вытащили - сам виноват.

2010-06-10 в 00:06

olgapyat
Вы заложили очень крутой маршрут, почти без акклимашки. Да, ты конечно не прав, что решил идти дальше, не предупредив о своем самочувствии группу. Тут дело не в том, что оставили тебя на ночь с неизвестным человеком(это тоже минус), главное, что утром тебя не подстраховали.
Они ж не знали, что с тобой. Я бы спустила группу вниз, взяла бы кого то , кто посильней, палатку, спальник и вверх к тебе.
Меня так учили с самого начала. В Харькове была очень серьёзная школа горного туризма.
У горников не каждый сам за себя, а все за одного.
Конечно у вас была очень сложная ситуация. Вы слишком много напахались в тот день.
Кстати пару раз ночевала в снегу, без палатки, правда спальники и пенки были. Терпимо)

МНР-ы очень красивы. Сколько раз я на них любовалась) А по поводу крутизны- когда первый раз увидела перевал (2А) на который завтра надо было подниматься, то у меня от страха даже температура поднялась. Я не могла поверить,что на него вообще можно забраться. Готовилась к самому худшему,
а когда стали подниматься, поверить не могла что так просто все) У нас было такое выражение -
"склон лег". )

Из предыдущих комментов:сравнение с Феррари очень удачное)))